ps34
| Будапешт
Виктор Рыжаков, представив в Будапеште «Аиду» на открытой сцене, продолжaeт глобальное движение драматических режиссеров в оперу. Вторая редакция спектакля откроется в Дебреценском театре Венгрии 27-го ноября 2009-го года. Будапештский этап спектакля Рыжакова дает зрителю возможность увидеть рост сложного оперного организма, а критик получает редкий шанс на участие в рабочем процессе создания спектакля.
«Аида». Рабочие материалы. Видео © 2009 Владимир Гусев / post.scriptum.ru
Posterus
Игра в карты
Робер Лепаж отказывается от технологий на фестивале Луминато в Торонто
Mercatura

Традиционная монументальность «Аиды» Верди прозвучала на острове Маргариты по-новаторски лирически, напоминая, что монументы возводятся людьми, наделенными эмоциями и страстями. В условиях открытой сценической площадки режиссер Виктор Рыжаков пошел на сужение используемого пространства, что при тщательной индивидуализации сценических образов, позволило проявиться одному из несомненных достоинств спектакля - волнующее звучание интимных эпизодов и сцен – дуэтов и терцетов. Аннализа Карбонара, с ее пластичностью движений и драматическим талантом – убедительно-трогательна в лирических сценах Аиды. Франческа Проввизионато, в роли Амнерис, высоко профессиональна и раскрывает большую амплитуду эмоциональных переживаний персонажа – преданности любимому ею Радамесу, ненависти к сопернице, отчаяния отверженной избранницы. Тае Сунг Юнг (Южная Корея) скорее бесстрастен, нежели эмоционален в исполнении партии Радамеса, в глазах тех, кто слышал на сцене острова Маргариты в этой роли многих корифеев европейской оперы. В значительной мере обогатив драматизм действия и чувственную насыщенность ролей Рамфиса и Фараона, отличились венгерские исполнители Андраш Палерди и Ласло Светек.

В этом сезоне уже 59-й раз за всю историю существования сценической площадки на острове Маргариты была представлена опера Джузеппе Верди «Аида». Эта будапештская сцена под открытым небом , вмещающая почти 3000 зрителей была построена в 1938 году (архитектор Петер Каффка), а с 1949 года по 1964 была административно подчинена Государственному Оперному Театру.

Опера Верди, написанная, как известно, к торжественному открытию Суэцкого канала в 1869 году, использует в своей фабуле в качестве главного мотива роковые последствия войны в жизни людей. Менее известно, что она сама оказалась заложником военных действий: пра-премьера «Аиды» состоялась в Каире только в 1870 году, поскольку было невозможно вывести декорации и костюмы, изготовленные в Париже, окруженном немецкими войсками. Этот факт, кажется, тоже дал режиссеру дополнительную возможность введения элементов тонкой, ненавязчивой иронии к парадному шествию войска – Радамес отправляется на битву с поношенным, продырявленным знаменем, а возвращается, как герой – с новеньким. И там, где герои по ходу действия обнаруживают свое индивидуальное лицо, они появляются без символов своей кастовой принадлежности – без отличающих их головных уборов. Лаконизм и универсальность – это элементы визуальной образности спектакля, объединивший его международную команду. Опера осуществилась в сотрудничестве Виктора Рыжакова со сценографом Дмитрием Разумовым (Россия), с автором видеопроэкции на экране и на поверхности сценографии Владимиром Гусевым (США) и хореографом Петером Гемзой (Венгрия).

Декорации Дмитрия Разумова одновременно грандиозны и неожиданно изысканны – это два объемных треугольника, покрытых желтоватым картоном, со ступенями лестниц на наклонной стороне. По ходу действия обнаруживается их многообразная функциональность: это и ступени, ведущие к трону, при особом развороте – это стены будуара Амнерис, а также – победоносный подиум для воинов. В финале, когда эти объемные фигуры сдвигаются и сверху опускается верхушка купола – возникает настоящая пирамида – могила для Радамеса и Аиды.

Дмитрий Разумов – ученик художника-сценографа Олега Шейнциса, который точно сформулировал преимущества художника в процессе создания спектакля: «Театр – это множественность людей, множественность талантов, множественность эмоций, точек зрения. Откуда актер видит весь процесс? Из коробки сцены. В то время как взгляд режиссера направлен из зала в каменную коробку сцены. Это разные точки, разный взгляд. Художник и режиссер наблюдают из зала. Но у художника есть еще дополнительное преимущество: он бегает из зала на сцену и обратно. Это важно: иметь возможность захватить максимум театрального пространства. Быть одновременно и в зале, и в закулисье. Видеть лицевую часть сцены и тыльную одновременно. Все время менять ракурс». Дмитрий Разумов вполне обладает свойством «быть одновременно и в зале, и в закулисье», помогая зрителю и слушателю «Аиды» также стать свидетелем смены ракурсов.

Музыкальный директор Дебреценского театра Чоконаи Балаж Кочар – в соответствии с режиссерской интерпретацией – очень гармонично сохраняет равновесие между интенсивным звучанием хора (хор театра Чоконаи и хор педагогов им. Дьердя Мароти, подготовил Петер Палинкаш) и сопровождающим оркестром (оркестр Дебреценской филармонии), что особенно выражается в лирических сценах оперы. Согласно режиссерской концепции «толпа» на сцене – это представители различных слоев: придворные, воины, священники, невольники, которые сохраняют индивидуальные черты, создают выразительный драматический фон для судеб основных персонажей.

В своем первом оперном спектакле Виктор Рыжаков, не разрушая постановочную традицию «Аиды», сумел внести в нее целый ряд моментов, черпая из богатого опыта драматического театра. Камерная «Аида»? Виктору Рыжакову удалось поменять взгляд на эту популярную и сложную оперу, проведя даже через самые эпические моменты трагическую линию человеческой любви и ревности.

В дебреценском театре Чоконаи Виктор Рыжаков осуществил две постановки с актерами драматической труппы – современный вариант «Грозы» А. Н. Островского (представленный на фестивалях «КОНТАКТ» в Польше и фестивале «Дивадло» в Пильзно) и камерный спектакль «Парикмахерша» по тексту Сергея Медведева с замечательной ролью главной героини в исполнении Нелли Сюч.
http://post.scriptum.ru
к театру пространства и времени
Вторник, 21 Ноября 2017
Repertorium
Exportatio
p.s. в блогeps в вашем блогe
p.s в новостяхps в ваших новостях
Oris
Scriptum