ps46
| Нью-Йорк |
«Только уйдя в последний ряд театра, я понимаю, нравится мне мой спектакль или нет». Садясь в последний ряд знаменитой «Студии 54», я решила довериться этим словам Стивена Сондхайма (Stephen Sondheim). «Сондхайм о Сондхайме» – это спектакль, поставленный в неожиданном жанре мультимедийного и документального мюзикла, ведомый экранным образом 80-летнего композитора и поэта, и позволяющий открыть – как бы из последнего ряда – неожиданную природу Бродвея.
«Sondheim on Sondheim». На экране Стивен Сондхайм. Фотография © 2010 Джоан Маркус
Get Microsoft Silverlight
Posterus
Игра в карты
Робер Лепаж отказывается от технологий на фестивале Луминато в Торонто
Mercatura

Сондхайм говорит о тоске по семье, о сложных взаимоотношениях с матерью и о страхе открытого выражения эмоций, а также – о встрече с Оскаром Хаммерстайном – продюсером и автором либретто знаменитых мюзиклов и учителем Сондхайма. Эти фрагменты идут на большом экране, который вдруг раздвигается и становится декорацией–лестницей, совмещенной с громадным изображением Сондхайма. Масштаб снова меняется, и камера уже в доме Сондхайма — он садится за фортепьяно, звучат его сложные гармонии, прерываемые знакомыми мелодиями песен, исполняемые артистами вживую.

Сплоченный труд сценографа Беовулфа Боритта (Beowulf Boritt) и видео-дизайнера Питера Флаерти (Peter Flaherty) позволил композитору в виртуальном пространстве и актерам – в реальном – перемещаться легко и свободно, как если бы для них не существовало вечных ограничений сценической коробки.

Режиссер спектакля и друг композитора Джеймс Лапайн (James Lapine) использует экран, чтобы анализировать разные стороны многогранного образа Сондхайма. Портрет создается фрагментами из собственных мюзиклов композитора – о чем там только не идет речь: о кризисе институции брака в «Компании», о несправедливости и мести в «Суини Тодде», а в «Assassins» персонажами выступают убийцы, покушавшиеся на жизнь президентов Линкольна и Кеннеди.

Картина на экране снова меняется, и – разбивается на десятки маленьких изображений, в каждом из которых кто-то поет хит Сондхайма «Пошлите за клоунами» («Send in the Clowns») – в монтаже фрагментов с веб-сайта youtube.com Барбaра Стрейзанд находится рядом с абсолютно незнакомой девушкой. Спектакль производит удивительный эффект, когда после всех шуток и веселья, прямо на сцене, ту же самую песню поет Барбара Кук (Barbara Cook) – эта актриса, как и сам Сондхaйм, работала на Бродвее более 50 лет. Она исполняет ее так трогательно-глубоко, что задает новый тон спектаклю. Доверительная исповедальность трогает уже не только композитора, но и тех исполнителей, которые, как легендарная Барбара Кук, не мыслят свою сценическую жизнь без песни «Бродвейский бейби» («Broadway Baby»). Сондхайм вступает в заочный диалог с артистами – звучат три разные версии введения мюзикла «Что-то смешное случились по пути к Форуму». Раскрывая разные стороны творческого процесса композитора, Лапайн сделал спектакль о непрерывно меняющемся человеке творчества, который постоянно бросает вызов своей собственной популярности.

Хотя свой первый мюзикл Сондхайм написал в 24 года, впервые он стал известен как автор стихов к «Вестсайдской истории». В 1956 году молодой Сондхайм познакомился со сценаристом Артуром Лоурентсом, a тот рекомендовал его композитору Леонарду Бернстайну и хореографу Джерому Робинсу. Через несколько лет Сондхайм пишет стихи для мюзикла «Джипси» Жюля Стайна, и в 1962 году он уже автор музыки и стихов для вдохновленного фарсами Плавта спектакля «Что-то смешное произошло по пути к Форуму» («A Funny Thing Happened on the Way to the Forum»). Он был сыгран 964 раз, и получил приз «Тони» в 1963 году как лучший мюзикл. Это был первый из восьми «Тони» композитора.

Kонцептуальный спектакль «Компания» («Company», 1970), знаменует начало триумфального сотрудничества композитора с режиссером Гарольдом Принсом (70 спектаклей на Бродвее, восемь из них Сoндхайма). Этот спектакль был показан более чем 700 раз, и был удостоен 15 номинаций на премию «Тони», одержав победу сразу в шести категориях – лучшая музыка, тексты, сценарий, режиссура, декорации и лучший мюзикл года. «Компания» была несколько раз восстановлена на Бродвее в Нью-Йорке и в Вест-Энде в Лондоне, переведена на другие языки и поставлена в Германии, Италии, Бразилии и других странах.

В марте 1979 года состоялась Бродвейская премьера шедевра музыкального театра «Суини Тодд» («Sweeney Todd», 1979). Эта страстная и жестокая сказка о мести демонического цирюльника с Флит-стрит, развернутая как потрясающе красивый и одновременно страшный психологический триллер, была экранизирована в 2007 году (с Джонни Деппом, в режиссуре Тима Бёртона).

Первая премьера Сондхайма с режиссером Джеймсом Лапайном – это «Воскресеньe в парке с Джорджем» («Sunday in the Park with George»). Мюзикл, вдохновленный живописью Жоржа Сера, является экспериментом композитора по превращению мелодии в звуковой пунктир—пуантилизм (премия «Пулитцер», 1985).

Стивен Сондхайм учит как нужно исполнять его песню «Send in the clowns» из мюзикла «Маленькая ночная серенада», вдохновленного фильмом Ингмара Бергмана «Улыбки летней ночи».

Посвятив себя коммерческому жанру мюзикла, Сондхайм всегда экспериментировал. В «Безумстваx» («Follies», 1971) он изящно эксплуатирует ностальгию популярных песен прошлого, подключая к ним новые мотивы и сентиментальные баллады. Действие спектакля развивается в полуразрушенном театре, где собираются гости, среди которых есть актрисы, когда-то блиставшие в театре, в сумрачных коридорах которого еще бродят их тени. «I am still here» – один из хитов этого мюзикла. В нем узнаваем вечно меняющийся образ Стивена Сондхайма, который, конечно, не стоял в очередях за бесплатным обедом, и лучших времен у него в жизни было намного больше, чем ужасных, но главное, что он все еще здесь и летит на высокой скорости через год своего 80 -летия.

Спектакль «Сондхайм о Сондхайме» труппы Тhe Roundabout Theatre Company идет в «Студии 54», которая находится на пересечении 54-й улицы и Бродвея. Этот театр был открыт в 1927 году оперой «Богема», в 44 году театр превратился в студию телерадиовещательной компании, а перед тем как стать снова театром – в 70 годах там располагался самый знаменитый ночной клуб Нью-Йорка, являющийся ярким символом диско-эпохи. Среди знаменитостей, посещавших клуб были Мик и Бьянка Джаггер (в свое 32-летие она вышла в зал на белой лошади), Энди Уорхол (его подарок на день рожденье был мусорный бак, набитый долларовыми банкнотами), Лайза Миннелли (в «Студии 54» с ней впервые случился провал в памяти), Марго Хемингуэй, Михаил Барышников, Сальвадор Дали, Брук Шильдс, Марта Грэхем, Майкл Джексон, Глория Свенсон, Рудольф Нуреев, Джон Траволта, Владимир Хоровиц, Оливия Ньютон-Джон, Фред Астер, Арнольд Шварценегер, Джеки Онасис, Дональд и Ивана Трамп и многие другие. Знаменитости как Грейс Джонс представляли в «54 Студии» свои новые альбомы. В 1998 году Марк Кристофер снял картину о «Студии 54».
«Sondheim on Sondheim». Фотография © 2010 Joan Marcus
http://post.scriptum.ru
к театру пространства и времени
Пятница, 24 Ноября 2017
Repertorium
Exportatio
p.s. в блогeps в вашем блогe
p.s в новостяхps в ваших новостях
Oris
Scriptum