ps49
| Сибиу |
Международный Театральный фестиваль в Сибиу является ведущим фестивалем исполнительского искусства в Румынии. В этом году спектакли заполнили все театры города, две церкви, промышленный цех, трамвай и фасад гостиницы, освоенный группой «Xtreme». В семнадцатилетней истории фестиваля были представлены труппы из семидесяти стран мира, а в году 2010 программа объяла знаковые фигуры Питера Брука и Эуженио Барбы с авангардными труппами, неизвестность которых соответствовала только степени их таланта.
«Пассаж». Театр La Salamandre, Франция, в Сибиу. Фото © 2010 S. Eastman
Get Microsoft Silverlight
Posterus
Игра в карты
Робер Лепаж отказывается от технологий на фестивале Луминато в Торонто
Mercatura

Прошедшие 20 лет были для страны Румыния весьма динамичным периодом, поскольку переход от коммунизма к демократии - это длинный процесс сложных изменений, который часто сопровождаетcя чувством дезориентации и нестабильности. Не только экономика, но и культурная среда почувствовали трудности нового времени, которое властно потребовало осуществления твердых реформ. По сравнению с другими формами искусства, театр совершил этот переход лучше и быстрее, освободив себя от комплексов, навязанных цензурой за прошедшие полвека. Театр очень быстро нашел возможность освободить скованные в течении многих лет творческие силы. В посткоммунистической Румынии театр больше чем литература или другие виды искусства уберег себя от опасности открыто заявлять о своих политических взглядах и желаниях рыться в ужасах тоталитарного прошлого. И до сих пор румынская литература чувствует себя более привязанной к темам коммунистической поры, хотя такая литература существует в изобилии. Театр почувствовал, что свобода означает больше чем осуждение прошлого – это также право искусства на самовыражение во всех возможных формах, освобождение от страха, осознание того, что искусство может быть заклеймено как политически неправильное.

За прошедшие 20 лет интерес к театру возрос и количественно – выросло число фестивалей (в Бухаресте и многих других городах: Сибиу, Джеорджени, Сфанту-Георге, Алба Юлия, журналов (не только журналы, полностью посвященные театру такие как, Okean, Teatrul azi, Semnal teatral, Scena, но также и культурные журналы, как «Культурный наблюдатель», который еженедельно уделяет театру несколько страниц), и событий, посвященных театральному искусству (дебаты, семинары для молодых актеров и режиссеров). Театр в Румынии – это единственный вид искусства, в котором завершился процесс децентрализации: столица больше не является главным и единственным центром реальных театральных событий. Бухарест вынужден разделить эту роль с такими городами, как Сибиу, и я надеюсь, что этому примеру последуют и другие виды искусства. Международный Театральный Фестиваль в Сибиу, который обычно начинается в начале июня, принял на себя ведущую роль среди театральных событий страны, смещая Национальный Театральный Фестиваль, который проходит в Бухаресте каждой осенью. Своим международным профилем, этот фестиваль создает важную связь с театром вне Румынии и делает румынский театр доступным для иностранцев. 17-ый выпуск фестиваля в Сибиу представил публике лучший из румынских спектаклей - «Фауст» Сильвио Пуркарете (Silviu Purcărete).

«Достижение», Kibbutz Contemporary Dance Company, Израиль. Фото © 2010 S. Eastman
«Бог – Нижинский», Teatr Wierszalin, Польша. Фото © 2010 S. Eastman
«Отец или Анатомия преступления», Teatrul National Radu Stanca, Румыния. Фото © 2010
«Вакханки», Istanbul Municipal Theatre, Турция. Фото © 2010

Премьера «Фауста» состоялась в 2007. В 2008 спектакль получил награду UNITER за лучшую женскую роль Мефисто в исполнении Офелии Попий (Ofelia Popii) и за лучшую сценографию Гельмута Стюрмера (Helmut Sturmer), а в 2009 – престижный приз Геральда Анхеля (Herald Angel Award) на Международном Фестивале в Эдинбурге. Краткая сводка обзоров международной прессы демонстрирует весьма восторженную реакцию на эту экстравагантную адаптацию текста Гете. Журналы The Observer, The Times и The Telegraph называют румынскую инсценировку замечательным театральным фактом. Фергюсон (Euan Ferguson – The Observer, 23 августа 2009), заявил, что единственное, что его огорчает, это то, что, он, может быть, никогда уже больше не увидит более красивого драматического спектакля, чем румынский «Фауст».

На фестивале в Сибиу «Фауст» вызвал массовый интерес публики – даже бывшее индустриальное здание Libra House, единственное, которое отвечало техническим требованиям спектакля, оказалось слишком тесным, чтобы вместить всех зрителей. Отказ от яркой формы во имя простого выражения идей и чувств в рамках эстетики простоты является характерной чертой румынского театра. «Фауст» Пуркарете показывает, что яркий стиль не устарел, и что его шикарную мантию можно перекинуть в наше время средствами современного театра. Яркий театральный стиль режиссера «Фауста» доказывает, что один из наиболее часто используемых текстов для постановки может найти путь к сердцу современного зрителя, разрушая устоявшиеся представления и клише.

Сильвио Пуркарете доказал, что классические формы можно оживить только нетрадиционным способом. Он как бы заново открывает суть театрального действа. Сама игра становится сутью этого действа. Публика потрясена визуальными эффектами, декадентской сценографией, костюмами, ошеломляющей музыкой Василия Сирили (Vasile Şirli) и впечатляющей группой 120 персонажей, создающих единый ансамбль. Режиссеру удается вплотную приблизить зрителя к действию, резко меняя сценическое пространство: в кульминационный момент спектакля, в сцене Вальпургиевой ночи, зритель становится частью толпы бунта, которым правит Мефистофель. Доминирующий красный цвет в сочетании с пиротехническими эффектами раскрывает торжество всех сил зла. Ощущение необъятности и бесконечности достигается динамикой смены всех сценических средств: все на сцене движется по ходу действия.

Удивительная роль актрисы Офелии Попий, сыгравшей Мефистофеля, стала гвоздем спектакля, его естественным центром. Этот новый тип Мефистофеля – совсем не то, что традиционный хитрый Дьявол. Офелия Попий наделяет своего персонажа двойственной природой – это гермафродитное универсальное существо движется от смирения к жестокости. Актриса модулирует перемены чрезвычайно быстро и являет то старика, то призрачного ребенка, удерживая внимание зрителя в течение двух с половиной часов так как если бы только что появилась на сцене.

«Фаустом» Пуркарете сделал весьма большой шаг к утверждению румынского театра на международной арене, и я надеюсь, что это только начало, которое осветит процесс международного признания других крупных румынских спектаклей. Пуркарете не единственный режиссер, который стремится заново изобрести классический театр: другой известный румынский режиссер, Михай Манютю (Mihai Măniuţiu), возрождает «Вакханок» Эврипида. Если традиционно Дионис – молодой, красивый и очаровательный персонаж, то в современной адаптации Манютю в сотрудничестве с Муниципальным Театром Стамбула это слабый, неприятный и агрессивный человек. Вся его линия представлена в сильно дегуманизированном аспекте; в какой-то мере традиционные характеристики Диониса даны Тиресию, слепому старику, прорицателю – тому, кто переносит послания, скрытые под религиозным плащом.

Манютю хочет подчеркнуть, что насилие стоит у истоков каждой новой религии. Культ Диониса сведен в спектакле к нескольким коротким характеристикам, а вакханки лишены человеческого измерения. Режиссер не придает спектаклю форму торжественности, потому что, в принципе, Дионис, как и многие другие боги, был забыт в ходе человеческой истории. Манютю выдвигает мысль, что независимо от того, насколько ярким и освобождающим является свет религии в начале, в какой-то момент, нельзя игнорировать его отрицательные аспекты – безумие и насилие, нелогичность и преступление. В конце культ Диониса рушится, чтобы уступить место другим культам, которые так же, в свою очередь, распадаются. Единственное, что остается – это ностальгическая память, которая спустя некоторое время превратится в искусство. И через сотни лет Дионису и другим богам будет уготовлено лучшее место на сцене или в каком-то другом виде искусства.

Тема насилия над религией косвенным образом появляется и в другом спектакле Манютю, представленном на Театральном Фестивале в Сибиу – в «Электре». В этой адаптации производит впечатление превращение античной атмосферы в балканскую – в ней распознаются аккорды, принадлежащие «Иза Групп»(Iza Group), фольклорной группе из северной Румынии. Бесчеловечный приказ богов заставляет отца принести в жертву дочь, и влечет за собой цепь трагических событий. Жестокий бог, который требует эту жертву, может только вызвать негуманные реакции среди своих последователей. Отец жертвует своей дочерью Ифигенией, и будет убит своею же горюющей женой, которая не может принять, что сражение важнее жизни ее дочери. Однако ее поступок вызывает гнев других детей – Электры (Mariana Mihu) и Ореста (Marian Râlea – актер, известный благодаря своим комическим ролям, очень убедителен в трагическом и глубоком образе).

Реакции персонажей передают гамму чувств: мать, при всем том, что она оправдывает свой поступок, чувствует радость и облегчение при вести, что Орест может быть уже мертвым. Электра и Орест – являются напоминанием того, что спустя столетия после Эврипида появится Шекспир, который выберет Гамлета – ребенка, который будет мстить за убитого родителя. Все они чувствуют себя как инструменты, восстанавливающие мировое равновесие. Они даже на секунду не думают, что их мать стремилась к тому же – восстановить нарушенное убийством ее дочери равновесие.

Один из самых интересных и экстравагантных спектаклей на Международном Театральном Фестивале в Сибиу был спектакль «Трамвай Попеску» Гаврила Пинте (Gavriil Pinte), основанный на поэмах Кристиана Попеску (Cristian Popescu). Только некоторые зрители получили привилегию быть частью этого спектакля, потому что сцена была абсолютно нетрадиционная – всего 20 мест. Спектакль проходил в настоящем трамвае, который за полтора часа действия знакомил актеров и зрителей с живописными видами на маршруте Сибиу – Рашинари – Сибиу. Основываясь на стихах Кристиана Попеску, режиссер воссоздал одну из самых трудных форм театра – поэтический театр. Горько-сладкая поездка, погружающая зрителей в жизнь Попеску (Florin Coşuleţ) и его семьи оставляет впечатление путешествия, бросающего вызов законам времени и пространства. Персонажи в свадебных костюмах с лицами покрытыми белым гримом – у всех, кроме Попеску - в знак того, что они существуют только в воображении поэта, кажутся абсолютно счастливыми. На самом же деле, они внушают зрителям невыразимую грусть, и под конец спектакля многие из них плачут, вынужденные навечно оставаться в трамвае N 26 (поэт всегда мечтал о собственном трамвае N 26, чтобы совершать долгие поездки по городу со своей семьей, во время которых люди бы смотрели на них с завистью). Персонажи спектакля обречены повторять одно и тоже снова и снова, произносить одни и те же фразы, выполнять одни и те же жесты, которые как бы увековечены поэтом. Попеску умер 15 лет назад, но его желание сбылось: теперь у него есть собственный трамвай – каждый год режиссер приглашает зрителей от имени Попеску: «Я жду Вас в трамвае N 26».

Фестиваль закончился спектаклем другого известного и экстравагантного румынского режиссера Раду Африм (Radu Afrim), инсценировавшего пьесу «Гер Пауль» Танкреда Дорста с актерами Молодежного Театра в «Piatra Neamţ». Сценография Люляной Волсан(Iuliana Vоlsan) очень удачно передала замысел режиссера - создать ограниченное, удушающее пространство. Пауль Cezar Antal)и его сестра Луизе (Lucreţia Mandric) живут на бывшей мыльной фабрике в атмосфере вялости и перенаселенности – именно в таком месте характеры могут проявляют свою суть, несовместимую с нормальным образом жизни. Режиссер не боится ломать в очередной раз границы традиционного. Необычны и неисчерпаемы его воображение и оригинальность. Даже притом, что он плодовитый режиссер, ему удалось избежать повторения самого себя. Каждый раз он пробует что-то новое и никогда не повторяется. Работая с актерами по всей стране, Афирм известен своим умением освежать старые темы и мотивы, накладывая на них современность. Смахивая пыль с некогда великих, но теперь уже устаревших пьес («Игра в каникулы» - «Playing holiday», Mihail Sebastian), Афирм всегда в состоянии поразить. Непоседливый ребенок среди новой волны режиссеров последних годов Румынии, он является одним из самых уникальных голосов в румынском современном театре. Михай Манютю и Сильвио Пуркарете тоже возрождают старые тексты современными средствами, но Афирм отличается от них. Он не столь ярок как Пуркарете в «Фаусте» и не так визуально приковывает как Манютю. Его путь – это расточительность и новшество, и между этими двумя линиями, он каждый раз придумывает что-то еще более удивительное. Нужно быть чрезвычайно ловким, чтобы не попасться в опасные ловушки китча, открыто заниматься запрещенными темами или смешивать старые приемы с элементами нынешней поп-культуры. Режиссер вынуждает зрителя превзойти свои собственные предвзятые представления о театре. Афирм играет большую роль в быстрой модернизации румынского театра в процессе его отхода от провинциализма.

Одним из самых важных и популярных румынских драматургов является Матей Вишняк (Matei Vişniec), который теперь живет во Франции. На фестивале были представлены две его пьесы: «Женщина как поле сражения в Боснийской войне», поставленной Анкой Браду (Anca Bradu – Театральный Отдел искусств университета «Лусиана Благи» в Сибиу) и «Город одного жителя» – Компании «Де ла Гаром» (Франция). Театру абсурда Вишняка свойственно очень реалистично описывать факты. Одиночество человека, невозможность реального общения — это обычные мотивы в его текстах. Он интересуется более конкретными вещами - такими как ужасающие последствия Боснийской войны в начале 90-ых; он говорит о жертвах войны, о детях и женщинах. Своим заявлением о том, что он хотел бы писать с точки зрения женской перспективы, поскольку мужская перспектива слишком традиционна, Вишняк напоминает нам об ужасах войны и в нынешнее время. Войны являются жестокой реальностью и сегодня, но поскольку слышим о них из источников Масс-медиа, они не кажутся такими близкими и реальными. Если телевидение сделало нас менее чувствительными к ужасам войны, то Вишняк понимает, что пора проснуться и понять, что на самом деле происходит в мире. Таким образом, Вишняк делает шаг вперед по дороге румынского театра в сторону его ухода от провинциализма.

За прошедшие 20 лет театр в Румынии стал явлением, отражающим реальные потребности людей в культуре и искусстве. Он создает одно из тех немногих пространств, где люди могут найти нечто более ценное, чем разговоры о политике и проблемы связанные с так и не завершившимся переходом.

http://post.scriptum.ru
к театру пространства и времени
Пятница, 24 Ноября 2017
Repertorium
Exportatio
p.s. в блогeps в вашем блогe
p.s в новостяхps в ваших новостях
Oris
Scriptum