ps68
| Нью-Йорк
Топологическая гипотеза Барда на триста лет старше гипотезы Пуанкаре, но она все еще не доказана. Поэтому мы все время спрашиваем себя, где заканчивается театр и где начинается жизнь. Офф-офф-Бродвей размывает эту границу еще больше.
«Зеленое окружение». Режиссер Хезер Кравас. © 2012 Performance Space 122
Posterus
Игра в карты
Робер Лепаж отказывается от технологий на фестивале Луминато в Торонто
Mercatura

Пространство, простирающееся по обе стороны перерезающего нижнюю частъ острова Манхэттен великого и ужасного Бродвея, невелико по географическим меркам. Оно occupy–ровано возникающими и тут же исчезающими театральными труппами. Структурируют это место действия такие театр как Ля Мама, созданный легендарной Эллен Стюарт и ставший инкубатором ярчайших явлений экспериментального американского театра, театр PS122, переделанный из бывшей школы (PS122 –– это название школы), а также относительно молодым центром Барышникова. Здесь сделана попытка дать некоторые ощущения, возникающие при исследовании этой театральной территории.

Привлеченный словом «пиксель», автор -- в другой жизни видеограф -- пришел посмотреть «Пикселированную революцию» («The Pixelated Revolution») в центре Барышникова на Западной Стороне 37-й улицы. Она была посвящена событиям в Сирии, рассмотренным как движущая сила перераспределения чувственного. Видео, поступающее к нам из арабских стран через интернет, сильно пикселировано, и в этом состоит выразительное средство революционеров, более адекватно, по сравнению с видео, снятым профессиональными камерами на штативах, выражающее художественную правду. На экране показывают момент убийства революционера, продолжающего снимать свою собственную смерть, несмотря на реальную угрозу, и вводят в наше пространство чувственного то, что раньше было анонимным -- арабского революционера. Автор Раби Мруе (Rabih Mroue), претендующий на роль исполнителя документальной монодрамы, сидит за столом с компьютером, за его спиной - экран, на который он проецирует видеокадры, взятые из интернета, страницу фейсбука, результаты поиска по ключевому слову DOGME95 и даже фрагмент художественного фильма. Многие из этих кадров представляют собой умопомрачительные образы - как сказал бы манхэттенский сторожил Вуди Аллен, образы больше, чем жизнь, что есть, по его мнению, необходимое условие возникновения драмы. Однако, это условие не является достаточным.

«Пикселированная революция». Автор Раби Мруе. © 2012 Центр Барышникова

Привлеченный обещанной Нью-Йорк Таймс завораживающей видеографей, автор отправился далее на юг в театр Ля Мама на 4-й улице Восточной Стороны. С первых минут спектакля «Алексис. Греческая трагедия» оказалось, что итальянская труппа «Мотус» привезла настоящий политический театр, видеография в котором представлена любительским видео, снятым трясущейся камерой. Тем не менее парадоксальная сложность, находчиво сочетающая действие на сцене с простым изображением на экране, затягивала в медитацию наблюдения за переплетением древнегреческого текста Антигоны с современной греческой реальностью. Герой путешествует к месту убийства студента в Афинах во время волнений прошлого лета. Тема спектакля -- превращение толпы в свободных граждан -- приобретала особо сильное звучание в виду новейшего подъема политической активности на четырех континентах. В момент катарсиса зазвучали слова мультитюд и пополо -- кажется, в текст были добавлены цитаты современных левых философов Хардта и Негри, а актеры стали изображать афинских революционеров, с разгона бросающих камни в направлении зала и призывающих публику перестать быть «пополо» и присоединиться к «мультитюду». Не без труда на сцену удалось вывести одного зрителя, который принялся разбирать воображаемую брусчатку. Через несколько минут хитростью выманили другого, еще через некоторое время в зал со сцены «бросали камни» дюжина зрителей, и к ним выходили все новые «бойцы». Театр разделился -- на революционеров на сцене и контрреволюционеров в зале. Спустя мгновения, условного зрителя осенило, что он вот-вот останется один против тех, кто все больше походили на толпу хулиганов. Другого выбора этот театр не оставлял -- зрителю было дано только быть с «ним» или против «него», и в рамках одного действия, возможно не имея такого намерения, проиграл противоречивую динамику революционной борьбы за «идеалы». Этот проведенный над зрителем эксперимент показал, что свобода -- это гораздо более неуловимое чувство, которое, возможно, возникает только в движении и только в тот короткий момент, когда революционер решает взяться за булыжник.

По мере углубления на восток в район битников, музыкантов, художников и других лиц неопределенного рода занятий на пересечении 1-й авеню и 14-й улицы был обнаружен еще один тип театра -- структурно-лингвистический («Зеленое окружение»/«Green Surround», режиссер Хезер Кравас/Heather Cravas). Девять девушек одновременно совершали группы неких повторяющихся простых действий, которые, в виду очевидной бессмысленности и невиданной откровенности, не ограничивающейся показом гениталий, не имеет смысла описывать. Тем не менее, спектакль как цельное высказывание приобретал четкую структуру, проявляющуюся на масштабе более крупном, чем атомарное действие актера. Грамматика простых движений складывалась в иерархии, разворачивалась на протяжении действия, выявляя одновременно инвариант темы и специальную риторическую функцию времени. Время освоения произведения само становилось выразительным средством. Было ли время освоения произведения выразительным средством у Аристотеля? Время там было контекстом и смазкой миметического движения. В «Зеленом окружении» время приобретало дополнительные свойства, вытесняющие такие основополагающее в театре понятия, как мастерство актера. Глядя на не очень хорошо подготовленных исполнительниц, можно было вспомнить замечание одного мхатовского артиста о том, что актер, по крайней мере, должен так играть, что бы было очевидно, что этого не может сделать выбранный наугад зритель. Нарушая эту конвенцию, спектакль, тем не менее, создавал поле напряжения темы женщины в историческом времени.

«Зеленое окружение». Режиссер Хезер Кравас.© 2012 PS122

В этом же пространстве PS122 был представлен несвойственный для офф-офф-Бродвея жанр, который предполагает не только виртуозность актеров, богатство костюмов, но и легкость сюжетной канвы. Он обращен к самой широкой публике, и любовь мюзикла, побеждая легкие перепетии, увенчивается счастливым финалом. Что такое мюзикл вне Бродвея? Это декорации, сделанные из того, что найдено на тротуарнoй свалке рядом с театром, и костюмы, в которых актеры ходят на дневную работу, труппа, далекая от совершенного механизма, но и реальное чувство и энергия актеров, действительно взволнованных темой. В этом состоит феномен успеха «Команды» («Team»), провезшей через Эдинбург свой неконвенциональный мюзикл «Фиаско миссии» («Mission Drift»). На примере двух любовных пар, разделенных несколькими столетиями, речь идет о крахе американской мечты. Одна из пар находится в современном Лас Вегасе, в тот момент, когда героиня теряет работу официантки в коктейль-баре. Этот сюжет пересекается с историей молодых голландцев, приехавших в Новый Амстердам (ныне Нью-Йорк). Коллизии двух мелодраматических сюжетов происходят на фоне подготовки испытаний в Неваде атомной бомбы, и, одновременно, конкурса красоты. Созидание и разрушение воплощены в музыке, которая соединяет джаз, блюз, госпел, и xoтя исполнение далеко от совершенства Бродвея, оно близко музыкальной культуре клубов восточной части Манхэттена. «Фиаско миссии» -- это путешествие во времени по законам исторического реализма, где есть бедность и любовь, банкротство и процветание, война и мир. Однако, если что то разрушается в этом спектакле, то это миф, что мюзикл -- это жанр, который не занимается правдой реальной жизни.

«Фиаско миссии». «Команда». © 2012 PS122

У театра офф-офф-Бродвея нет «политической» или «культурной» программы. Его состояние похоже на состояние тела без органов, у которого нет четкого критерия победы в культурном поле, но, как говорит Борис Гройс о движении «оккупай», «неизвестно и как оно может потерпеть поражение».

http://post.scriptum.ru
к театру пространства и времени
Понеделяник, 20 Ноября 2017
Repertorium
Exportatio
p.s. в блогeps в вашем блогe
p.s в новостяхps в ваших новостях
Oris
Scriptum