ps17
| Рига
Поэт и драматург Елена Исаева рассказывает о последней премьере своей самой успешной пьесы в новом рижском театре «Театрaльная Обсерватория». «Школьное сочинение в двух действиях» называют одной из знаковых пьес российского движения «новая драма». Спектакль режиссера Галины Полищук (Gaļina Poliščuka), рассказывающий о судьбе советских женщин на двух языках - латышском и английском, стал событием театрального сезона Латвии, заняв место в пространстве между полюсами общества, неуверенного в своем прошлом.
Фотография © 2009 Татьяна Одыня / Teātra Observatorija
Posterus
Игра в карты
Робер Лепаж отказывается от технологий на фестивале Луминато в Торонто
Mercatura

Пьеса, на самом деле называется «Про мою маму и про меня», но театры иногда меняют название при постановке. Так в Томском ТЮЗе (режиссёр – Дмитрий Васильев), например, она шла под названием «Школьные сочинения», а в Калининградском театре «На Бассейной» (режиссёр – Анна Трифонова) с почти таким же названием, как и в Риге – «Как я хотела стать знаменитой». Видимо, так считывают основную мысль, но мне всё же кажется моё название более точным, хотя и менее манким. Эта моя пьеса одна из самых успешных. С ней я победила на конкурсе «Действующие лица» в 2003 году (как только написала). Мне дали за неё первую премию и спец-приз радио России – то есть постановку на радио. Потом радио-спектакль (режиссёр – Максим Осипов) по этой пьесе стал лауреатом радио-фестиваля «Приз Европы» в Берлине в номинации радио-драма. Лену, кстати, сыграла я сама. Режиссёр решил, что у меня вполне подростковый голос. Маму играла Алина Станиславовна Покровская. Недавно эту пьесу поставили в Ивановском театре, и там спектакль идёт, как я слышала, очень успешно. Очень дорожу постановкой в Театре.doc – самым первым воплощением этого материала, выросшим из читки на «Любимовке». Проще говоря, эта пьеса в моей жизни оправдывает название, данное ей режиссёром рижского театра «Театральная обсерватория» Галиной Полищук – благодаря ей, я, действительно, в своей известности «продвинулась».

ПРО МОЮ МАМУ И ПРО МЕНЯ
(Школьные сочинения в двух действиях)

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

На сцене обстановка аскетичная. Всё, что минимально будет потом необходимо для действия. Стол, шесть стульев (по количеству действующих лиц, чтобы все могли сесть), диван, на котором, поджав ноги, сидит МАМА – читает книжку и ест конфеты. Под диваном нужны будут длинные женские сапоги.

В глубине сцены – дверной косяк и дверь, то есть не дверь ведущая в другое помещение, а обозначение двери. Многое на сцене будет не происходить, а обозначаться – как в детской игре.

Где-нибудь не очень заметно стоит магнитофон, коробки с киноплёнкой, папки для бумаг, может быть, кинопроектор. Пилотки времён Великой Отечественной, шинель тоже примостились где-то так, чтобы оказаться под рукой в нужное время. А может быть, и специально акцентированы – это как захочет режиссёр.

ЛЕНА что-то пишет за столом.

Она встаёт, отрываясь от своей тетрадки, выходит на авансцену и говорит, обращаясь к зрителям, сразу приглашая их в собеседники.

В Риге получился спектакль особенный. Надо сказать, что пьеса эта очень «текстовая». И многое в её постановке зависит от того, как режиссёр почувствует языковой ритм. В неудачных случаях текст просто умирал, раздражал, исчезал – было непонятно – зачем и о чём. Знаете, так бывает – когда постановка плохая, сидишь и думаешь: Неужели весь этот бред я написала? А когда хорошая – думаешь – Боже мой, какая я молодец! Это всё я написала! Вот и в Риге я в очередной раз ощутила себя молодцом, за что спасибо и Галине Полищук, и всей творческой команде. Как ни странно, режиссёр не побоялась «оторваться» от текста, в том смысле, что легко обыгрывала его, делала длинные паузы, причём часто иллюстративные, отталкиваясь от сказанного. Спектакль насыщен пластическими миниатюрами, так кропотливо и с любовью выстроенными, что просто снимаешь шляпу перед такой филигранной работой. Я знаю, как трудна эта тонкая вязь. Но самое главное – что текст не был при этом «закрыт», забыт, он не потерялся, а органично существовал внутри режиссёрского решения. И длинные «безтекстовые» паузы не мешали восприятию, всё работало на историю, хотя до этого спектакля мне казалось, что с этой пьесой так невозможно. Но Полищук победила, и для меня это тоже положительный опыт.

Фотография © 2009 Татьяна Одыня / Teātra Observatorija
На сцене появляются Мужчина и Парень.

МУЖЧИНА. Стой! Не шевелись!
БАБА РАЯ (Лене и Маме). Я встала, как вкопанная.
МУЖЧИНА. Не бросай цветы!.. Видишь, проводки из земли торчат? Это мины. Ты на минном поле. Давай аккуратненько обратно.
БАБА РАЯ (Лене и Маме). Я эти проводки-то видела. Ну, перешагивала и всё. И шла себе. Когда не знала. А как он сказал – стою, пошевелиться не могу. Ноги – чугунные – к земле приросли.
МУЖЧИНА. Давай, девочка, не бойся. Только внимательно. Перешагивай. Всё получится. Иди.
БАБА РАЯ (Лене и Маме). Так он это сказал уверенно, что я послушалась, пошла. Надёжность в нём какую-то почувствовала. Мол, если говорит, что всё получится – значит, так оно и будет.


Баба Рая аккуратно, в полной тишине, идёт к Мужчине, иногда на него взглядывает.

Много было вопросов после спектакля по поводу эпохи, узнаваемости, актуально ли сейчас говорить о начале восьмидесятых? Думаю, что «винтаж» всегда будет в моде. Шутка. Моё поколение и плюс-минус легко поймут – о чём идёт речь. А те, кто моложе… Думаю, проблемы взаимопонимания в семье, отношения матери и дочери, избавление от подростковых комплексов, любовь и смерть, дружба и предательство – это темы во все времена понятные, на каком бы материале они не поднимались. С Галиной Полищук я первый раз увиделась на премьере. До этого мы знакомы не были. Пьесу она нашла в сборнике «Культурный слой» и, как говорит, почувствовала, что это её материал. Мне кажется, что вот так и должны происходить «идеальные совпадения» - что называется, «мы с тобой одной крови». Чтобы понимать и чувствовать друг друга не обязательно быть знакомыми, дружить и жить в одном городе. И я благодарна судьбе, что она послала Гале в руки мою пьесу.

Между прочим, никто ещё не отдавал роль мамы мужчине. Мама очень веселилась, когда узнала, что её играет молодой красавец а ля «В джазе только девушки», популярный у латышской молодёжи актёр Андриас Булис.

Мама (Андрис Булис / Andris Bulis). Фотография © 2009 Teātra Observatorija
ЖЕНЩИНА (учительским голосом, напоминая, что смерть – смертью, а жизнь – жизнью, мол, не расслабляйтесь). Самый сложный вид сочинения – выдуманный рассказ. Вот где вы должны в полном объёме применить свою фантазию и раскрыть творческие способности! Тема для сочинения: «Взгляд в будущее!»

Мама и Лена сидят на диване, обнявшись.

МАМА (сквозь слёзы). А когда ты станешь знаменитой…
ЛЕНА. Мам, да я ведь уже не хочу быть знаменитой. Мы ведь решили…
МАМА. А я хочу, чтоб ты была знаменитой!.. Хочу и всё! Певицей, например.
ЛЕНА. Почему – певицей?
МАМА. Потому что тогда ты напишешь песню про Чикаго и про Серёжку, который туда уехал! И на каком-нибудь концерте при полном аншлаге ты её споёшь на «бис», и из зала на сцену вдруг поднимется – красивый, ослепительно улыбающийся мужчина! Прямо к тебе! И это будет он – Серёжка.
ЛЕНА. Ты ж сказала, что он станет толстым и лысым?
МАМА. Это если он тебя не полюбит и не оценит, то обязательно станет толстым и лысым, а если прямо к тебе, прямо из зала,то обязательно красивым и ослепительным!


Звучит музыка.
Лена встаёт, берёт микрофон, выходит на середину сцены и поёт песню «Чикаго»:

ЧИКАГО

Когда вся судьба ещё тайна
И души чисты, как бумага,
В учебнике, в школе случайно
Я вдруг увидала Чикаго.
И с клятвенностью пионера
Сказал ты надменно и странно:
- Когда-нибудь миллионером,
А, может быть, гангстером стану!..

ПРИПЕВ:

- Чикаго! Чикаго! Чикаго! -
Вопила мальчишек ватага.
А я, как давно это было -
Забыла, -
Ещё никого не любила!..

И не было плакать причины,
Но стало мне вдруг не до смеха,
Когда о тебе сообщили:
- Он, вроде, в Чикаго уехал...
Нам будущее неизвестно,
Но я к переменам готова.
Назначь же мне время и место,
Где мы повстречаемся снова!

ПРИПЕВ.

Я, в общем, живу как другие.
И в этом есть тоже отвага.
Но мучит тебя ностальгия,
И ты позвонишь из Чикаго.
И голос, знакомый до боли,
Сквозь страны, достигнув России,
Вдруг скажет: - А помнишь, ты в школе
Была невозможно красивой?!

ПРИПЕВ.

На последнем куплете к ней на сцену выходит Парень.
Они стоят и смотрят друг на друга.

ЗАНАВЕС
Елена Исаева с актерами и режиссером. Фотография © 2009 Татьяна Одыня / Teātra Observatorija
http://post.scriptum.ru
к театру пространства и времени
Пятница, 24 Ноября 2017
Repertorium
Exportatio
p.s. в блогeps в вашем блогe
p.s в новостяхps в ваших новостях
Oris
Scriptum