ps83
| Нью-Йорк
Среди закаменевших форм Бродвейского театра незаметно для стороннего наблюдателя существует «Актерская студия». За толстыми стенами бывшей пресбитерианской церкви на 44-ой улице идет кропотливая лабораторная работа актера над собой.
Posterus
Игра в карты
Робер Лепаж отказывается от технологий на фестивале Луминато в Торонто
Mercatura

Эллен Бeрстин, актриса с шестью номинациями «Оскар», сыграла Раневскую в «Актерской студии» (Actors Studio), которой она руководит вместе с Харви Кейтелем и Аль Пачино. Сыграть Раневскую -- великий соблазн, но не менее велика и ответственность человека, продолжающего миссию знаменитой Студии, сделавшую культ из репетиции.

Чтобы стать членом Студии нужно пройти конкурсный отбор, открытый для кандидатов всего мира. Подав заявку на прослушивание, кандидат является с драматургическим материалом и подготовленным партнером. При неудаче на каком-либо из трех этапов, он возвращается на первый уровень, с которого через год может начать все сначала. Джек Николсон и Дастин Хоффман пробовали поступать шесть и семь раз, потому что знали, что быть членом «Актерской студии» -- это пожизненное приобретение. Это возможность в лабораторных условиях, бесплатно повышать свои профессиональное мастерство в компании с лучшими артистами в двух кварталах от Таймс-сквер.

Основанная в 1947 году Элиа Казаном, Черил Кроуфорд, Робертом Льюисом и Анной Соколоу «Актерская студия», как известно, с 1951 года возглавлялась в течение тридцати лет Ли Страсбергом. Его неудача в Голливуде превратилась в педагогический триумф. Основываясь на методе раннего Станиславского, Страсберг построил свою собственную методику обучения актерскому мастерству. И эта методика работает, недаром каждый, интересующийся кинематографом и театром американец укажет на таких членов «Актерской студии», как Джeк Никoлсoн, Пол Ньюман, Джейн Фонда, Дастин Хоффман. Первым в этом ряду обычно возникает имя Марлона Брандо, тесно связанного с драматургией Тенесси Уильямса, портрет которого висит Студии, рядом со потретами Станиславского, Казана и Страсберга.

Жарким летним вечером я отворила железную калитку рядом с мусорными баками и позвонила в звонок у неприметной двери. Милая девушка открыла дверь и спросила мое имя и имя члена студии, который меня пригласил. Девушка проводила меня в фойе, где я сразу увидела потрет Вахтангова. Присев на диван я стала рассматривать на другой стене портреты Станиславского, Казана, Уильямса и Страсберга, в то время как мимо пробегали волнующиеся дамы и господа в костюмах позапрошлого века. Скоро меня и еще нескольких «друзей» позвали в небольшой зал на втором этаже, где предстоял первый показ «Вишневого сада» поставленного Джоном Рубином Голдом.

В центре внимания Студии находится работа с артистом, поэтому режиссерский и сценический рисунок спектакля достаточно лаконичен. Это скорее некие наметки, чем декорация – маленький домик-макет с бутафорным садиком находится в одном конце сцены, позже он незаметно переместится к центру, чтобы в финале исчезнуть так, как исчез дом Раневской вместе со всеми его обитателями. Их разбросало по широкому миру -- одних это пугает, а других завораживает, отзвук этого тектонического сдвига виден в каждом персонаже «Вишневого сада». Особо трепетна и воодушевлена дебютантка «Актерской студии» Евгения Радилова в роли Ани. Актриса работает на контрастах: от приподнятого, детско-восторженного предвкушения перемен, которые ей видятся как в неком тумане, до почти трагического плача по Раневской. Встреча дебютантки с Эллен Берстин -- это метод Актерской студии в действии.

Эллен Берстин – стандарт артистического аристократизма и достоинства, утерянный сегодня, как старинный рецепт сушеной вишни, о котором вспоминает Фирс (в исполнении Роберта Эдриана). Берстин – актриса с несравненным актерским опытом, который для нее начинается еще в школьные годы в Детройте и продолжается работой с режиссерами Питер Богданович, Уильям Фридкин, Мартин Скорсезе (за фильм Скорсезе «Алиса здесь больше не живет» Берстин удостоилась Оскара за лучшую женскую роль). Ее мемуары «Уроки как стать самим себой» стали бестселлером. Каждому артисту хочется прикоснуться к методу человека, который не только знает, как быть первым, а умеет также держать это первенство десятилетиями. Актриса -- первая женщина, которая стала членом профосоюза «Actors’ Equity». Она не останавливается, и это с каждым годом все больше удивляет, но Эллен мечтает играть до последнего движения мизинца и это желание она защищает с энергией, самоотдачей и сильной актерской концентрацией. Ее Раневская деликатна, сдержана - это умудренность прошедших лет с разочарованиями, восторгами и падениями, вопреки которым она сохранила юмор, красоту, способность к безрассудным поступкам. Раневская Берстин одновременно активный участник действия и сторонний наблюдатель, который знает, чем они закончатся. Она даже понимает суть своей драмы, но ничего не хочет сделать. Ее беда в том, что она не хочет и не может быть другой, она неспособна вычислять пользу в этой жизни, которая ей сама по себе кажется чудом. Такова Аня, и даже Варя, в исполнении Михаелы Миху – несмотря на ее наигранную деловитость, она также готова все забыть и ребячиться с Аней. Варя не скрывает свои чувства к Лопахину (Джо Марузо) – человеку «от земли», но это ее чувство от головы, просто, потому что уже пора любить - так делают все! Любовь Раневской/Берстин – настоящая, физически ощутимая, хотя она реконструируется одними телеграммами и комментариями к ним. Да, она уже грузна, немолода, дорога ее утомляет, денег нет, имение продано с молотка, но она поедет в Париж, потому что любит, и эта безрассудная любовь делает ее моложе всех и придает камерному спектаклю «Актерской студии» некамерные измерения.

Решение Эллен Берстин сыграть Раневскую в «Актерской студии» в сотрудничестве с таким опытным режиссером как Джон Рубин Голд -- это возможность для актрисы пройти с прекрасной компанией по дороге Ольги Книппер-Чеховой, Аллы Демидовой и Валентины Кортезе. В Студии созданы рабочие условия для передачи актуального актерского и педагогического опыта, который есть не только у таких мастеров, как Тимоти Дойл (Епиходов), а и у более молодых членов, таких как Михаела Миху (актриса Национального театра Румынии, обладатель премии Румынского театрального фестиваля за лучшую женскую за роль в «Лысой певице» Эжена Ионеско), а мастера, такие, как Берстин служат камертоном.

Я покидала «Актерскую студию» с ощущением, что присутствовала на блестящей реконструкции собирательного классического образа, возможно архаичного с точки зрения театрального хипстерства. «Вишневый сад» «Актерской студии» -- это не фундаментальная режиссерская работа, если поставить ее в контекст Стрелера, Эфроса, Брука, Штайна, Щербана и Някрошюса. Однако ее нельзя ставить в этот ряд, как нельзя ставить эскизную работу в ряд законченных шедевров. Это фундаментальное актерское упражнение, предназначенное для Актера. Поэтому обычную публику вообще на эти спектакли не пускают. Рецензий таких «упражнений» не существует.

Состав спектакля «Вишневый сад». © 2014 «Актерская студия»
Состав спектакля
http://post.scriptum.ru
к театру пространства и времени
Суббота, 27 Май 2017
Repertorium
Exportatio
p.s. в блогeps в вашем блогe
p.s в новостяхps в ваших новостях
Oris
Scriptum